Все мы, люди, по-своему привязаны: к своему опыту, своим убеждениям и привычкам, достижениям и провалам, радостям и страданиям. Это помимо социально-родственных связей, помимо человеческой привязанности друг к другу, хотя, если разобраться, то и на уровне «человек - человек» механизмы возникновения «привязки» те же.
Буддисты верят, что привязанность, как и предшествующее ей желание присвоить себе что-то или кого-то, является одним из важных звеньев сансары — своеобразного круговорота страданий бытия любого живого существа. И, собственно, положить конец страданиям можно лишь одним способом — остановить движение колеса в точке «желание» или хотя бы на этапе «привязанность», тем самым сойти с круга страданий в нирвану, ощутив блаженство.
Но что будет, если все вдруг возьмут и остановят свои привязанности? Перестанут чего-либо желать?
Эволюция человека во многом кажется обусловленной именно его способностью ставить цели и достигать успеха. То есть прогресс всего вида, да и отдельного человека неотделим от желаний, а значит и от привязанностей? И страдание неизбежно?
На первый взгляд, да. Плюс ко всему страдание в качестве значимой категории «вписано» во все религиозные и философские течения мира. Есть представления о страдании как испытании, познании и даже пути к счастью. Лишь античные люди не видели в страдании смыслов для жизни. «Если кто-то нарушил закон и несёт наказание, то страдание оправдано. А иначе зачем оно нам?» — так примерно думали люди, но очень давно.
Ок. Представим, что страдание — это никакой не «движок эволюции», а всего лишь мысле-форма, конструкция ума.