Всё дело в том, что до него в психологии и особенно в популярном тогда психоанализе преобладал фокус изучения поведения людей с различными отклонениями. Маслоу одним из первых начал изучать людей здоровых. А с точки зрения исследования в фокусе был потенциал людей, развивающих свои лучшие качества.
Самоактуализация, так интересовавшая учёного, оказалась процессом активного поиска и максимальной реализации личностных возможностей каждого человека.
Но эта история мало кого занимала, пока кто-то из бизнес-консультантов не нарисовал понятную и главное — легко запоминающуюся пирамиду тех потребностей, о которых Маслоу писал в своих работах и упоминал в лекциях.
То есть, да. Маслоу много лет работал над теорией иерархии потребностей. В ней он различал
потребности дефицита и
потребности роста. Об этом чуть позже расскажу подробнее. Но — ВНИМАНИЕ — он никогда не изображал свои выводы в виде пирамиды*!
Кто же автор простой и такой запоминающейся фигуры? Этого не знает никто. Главное, что исследования Маслоу были страшно нужны бизнесу. В послевоенные годы экономика бурно росла и спрос на консалтинговые услуги был невероятно высок. Компании интересовали вопросы мотивации и быстрого достижения высоких результатов. Вот почему «пирамида Маслоу», которую он никогда не рисовал, оказалась так востребована:
это был простой и понятный, легко продаваемый продукт для воздействия менеджеров на персонал. Ну, а дальше больше. Грядёт эпоха тренингов личностного роста, в которую той же выдуманной пирамиде уделяется чуть ли не основное место в качестве отправной точки и мерила достижений всего, что «хочет» или что «должен хотеть» нормальный человек.
Так что миф №1 мы развеяли. Что дальше?
___________________________
* Источник:
https://journals.aom.org/doi/abs/10.5465/amle.2017.0351