вопрос пятый

Откуда "растут ноги" убеждений и что с этим делать?

Увидеть, как выстроена Ваша система самосохранения, бывает довольно полезно, и совершенно необходимо, если Вы действительно хотите обнаружить "нового себя". Выполняя задания предыдущих тем блога, Вы могли открыть нечто любопытное или получить мощные инсайты. Что движет Вами? Что Вас "тормозит"? Какие убеждения из серии "слепой веры" запускают "порочный круг" привычных действий, не позволяя мечте стать реальностью? Обо всем этом мы говорили в предыдущих четырёх темах блога New Me.

Если сегодня просто думать об изменениях и даже знать, почему они никак не начинаются, совершенно недостаточно для Вас, самое время продолжить занятия. Итак, почему осознания целей, а также "барьеров" на пути к ним не ведут непосредственно к трансформации?

В большинстве случаев людям нужна структура, понятная схема, благодаря которой они могли бы придать точное направление своему стремлению. И такая структура есть. Она имеет научное обоснование и проверена на практике, многократно доказав свою состоятельность. Работая с коучем, Вы можете положиться на его опыт и знания. Занимаясь самостоятельно, используйте последовательность заданий, описанных в текущем и последующих постах. Ближайшие три темы вместе работают на то, чтобы научить Вас смотреть на свои текущие убеждения со стороны и перестать быть с ними одним целым. Они помогут перейти к последующим практическим шагам и проверить на прочность убеждения, которые сложились давным давно и по сей день отважно защищают Ваш status quo. В ходе простых и более сложных экспериментов Вы сможете на собственном опыте обнаружить как ограничения, так и (внимание!) ... зародыши новых убеждений. Именно они поддержат Ваши новые действия и позволят обнаружить действительно "нового себя". Но это потом, а пока...приглашаю Вас в путешествие под названием:
тема пятая
Откуда "растут ноги" убеждений и что с этим делать?
"Если мне будет стыдно, то это конец света"
"Если я не справлюсь, то никогда себя этого не прощу"
"Если я потеряю контроль, то это может очень плохо кончится"
Вам это ничего не напоминает? Откуда взялись все эти "если..., то..." Почему "слепая вера" так живуча?
Когда я слушаю, как люди произносят вслух свои убеждения, мне совершенно ясно, что за этими выводами стоят их личные истории. Смешные, страшные, глупые, серьезные... разные. Но всегда очень значимые для конкретного человека. Иногда они связаны реально с вопросом жизни и смерти. Обычно в детстве или ранней юности, когда мы полны сил, с удовольствием экспериментируем, не особенно заботясь о каких-либо последствиях, происходят ситуации, к которым мы совершенно не готовы. Нас вдруг кто-то недооценивает, отвергает или предает. Я не говорю здесь о действительно серьёзных психологических травмах. Зачастую сегодня мы можем с легкостью говорить о таких событиях, иронизировать, даже смеяться над собственной наивностью или несобранностью. Но тогда, в прошлом, на фоне совершенно "неожиданного" поворота событий, мы испытали страх, возмущение, раздражение или иное сильное чувство. Именно это событие и последовавшая за ним реакция легли в основу выводов "если..., то..."

Дело было летом, в самую жару. Девочки 5 - 6 лет играли в "дочки-матери" и, запеленав свою подружку в простыню, вставив " малышке" в рот соску, уложили её на раскладушку в саду. Девочек позвали родители и.. они ушли, забыв свою "дочку". Сегодня очень весело это вспоминать, а тогда ужас, что тебя бросили и ты ничего не можешь с этим сделать просто парализовал. Отсюда вывод: играть с друзьями опасно. А если играешь, будь бдительной, нельзя увлекаться, можно пережить ужас-ужас!

Мальчик в средней школе не разобрался с задачей и рассказал об этом учителю у доски. Он хотел объяснить, что в задании много не ясного, и поэтому ни одни способ не привёл пока к результату. Вместо поддержки он получил "двойку" и дружный гогот одноклассников. Что он уяснил? - Неясность - это плохо. Когда тебе что-то неясно, никому об этом не рассказывай, будут смеяться и накажут.

Казалось бы, дела совсем минувших дней? Как эти "шишки" и "ссадины" из прошлого влияют на Вас сегодня? - Отвечаю. Эти выводы сформировали устойчивые убеждения, которые управляют Вашими действиями сегодня абсолютно "автоматически", без малейшего участия со стороны Вашего сознания. Поэтому вспоминая истории, сформировавшие паттерны - "автоматы", мы попробуем в первом приближении посмотреть на них со стороны. Возможно, они откроются сегодня как-то иначе? В любом случае Вы сможете стать наблюдателем, как бы "отсоединиться" от своих привычных убеждений и осознать их. В этом основной смысл следующего задания.
задание пятое
"Биография"
"Никогда не поздно обзавестись "большим убеждением"". Роберт Киган
Пару слов о том, что важно в этом упражнении.

- Не стоит долго размышлять на заданную тему. Просто окунитесь в процесс воспоминаний и «плывите по волнам», отмечая то, что покажется важным.

- Какие периоды жизни лучше вспоминать? Жёстких инструкций нет. Вы можете вспомнить ранее детство, начальную школу, переходный возраст или самые первые самостоятельные шаги на работе.

- Возможно, Вы не найдёте ясных «отражений» своей «слепой веры» в прошлом. Просто отдайтесь воспоминаниям. «Свободный» ретроспективный взгляд – важное условие для такой практики.


Итак. Вернитесь мысленно примерно в первые 15 – 16 лет своей жизни. Вспомните 3 – 4 ситуации, которые сейчас Вы воспринимаете как «неприятные». Это истории, как бы «записанные на жесткий диск» вашей памяти. Когда Вас спрашивают о «неприятных историях», Вы всегда о них быстро вспоминаете. При этом сегодня они могут не казаться такими «ужасными» или «неловкими», как тогда. Многие люди даже смеются над ними спустя годы. И это нормально).

Озаглавьте каждую такую историю. На самом деле, историю лучше записать. Но даже если Вы лишь дадите ей имя, и просто мысленно вернётесь в то время и место, чтобы «прокрутить запись» в памяти, этого будет достаточно. Таких историй может оказаться несколько. Некоторые могут "вдруг" всплыть на следующий день. Это хорошо. Но не увлекайтесь. Всё-таки у нас не литературный конкурс. :)

Сделали? ОК! Отдохните немного и ответьте на 3 вопроса относительно каждой истории, и вот тут лучше письменно:

- Что я думал (а) тогда?

- Что я ощущал (а) тогда?

- Какой вывод я сделал (а) тогда или чему меня научила эта история?
*

*Найдите связь между «уроками» и Вашей «слепой верой» из последней четвёртой графы в «личной карте изменений», которую делали в предыдущем задании.

Если у Вас возникли трудности или сомнения в ходе выполнения задания, посмотрите "Послесловие" ниже, где я собрала несколько наиболее часто встречающихся вопросов и свои ответы на них.

Если и когда будете готовы перейти к следующей теме, нажмите дальше
Послесловие к заданию "Биография". Часто задаваемые вопросы и ответы.
Вопрос:
Я не вижу связи между моими воспоминаниями в «Биографии» и убеждениями из серии «слепая вера». Что делать?
ОТВЕТ:
Если Вы не видите никакой взаимосвязи между смыслами описанных событий и убеждениями из серии «слепая вера», Вы можете либо еще раз попробовать вспомнить другие истории, либо пропустить это упражнение. На самом деле, так бывает, что одни упражнения нам подходят, а другие нет.
Пробуя еще раз, Вы можете использовать убеждение, в которое Вы верите, как подсказку. Спросите себя: «Когда в жизни я уже встречался с таким уроком?»
Также пробуя еще раз, можно взять другие возрастные периоды. Убеждения формируются под влиянием сильных эмоций, а испытать мы их можем в разном возрасте. Кто-то раньше, кто-то позже. Как говорит Роберт Киган: «Никогда не поздно обзавестись «большим убеждением»»)).
Иногда так бывает, что человек не может вспомнить или выделить конкретное событие, запускающее его убеждение. Некоторые осознанно не хотят вспоминать «прошлые истории». Другие не могут этого сделать, т.к. прошлое глубоко затерялось на уровне подсознания. Это нормально. В своей практике я встречала людей, которым такие истории приходили во сне, или вспоминались через несколько дней, совершенно случайно, когда они уже не пытались ничего вспомнить.
Вопрос:
События из моей «Биографии» показывают, что у меня есть другие «большие убеждения». Как с этим быть?
ОТВЕТ:
Вы можете наталкиваться на другие убеждения на разных этапах работы с «иммунитетом к изменению». Например, на этом или следующем этапе - «Самонаблюдение». Если это происходит, у Вас есть несколько вариантов:
1) Вы можете отложить новое убеждение «до поры до времени» и продолжить работу над выбранным «большим убеждением».
2) Вы также можете слегка вернуться и проверить свою «личную карту изменений», включив в нее новое убеждение или отредактировав предыдущее. Может быть «новое» - это то же «старое», но с новой гранью? Обычно «новое убеждение» не такое уж новое: оно дополняет «старое», связано с ним, более яркое, точное и т.д. В этом случае держите в фокусе именно это уточненное убеждение в последующей работе.
Вопрос:
Я уже вижу, что мое «большое убеждение» не рационально. Как же мне выполнить упражнение «Биография»?
ОТВЕТ:
Иногда ум нам подсказывает и даже «кричит»: «Это нерационально! Не продуктивно!» И т.д. Однако «большое убеждение» не перестает от этого запускаться с поразительной регулярностью). Упражнение «Биография» может помочь разобраться с тем, как именно сформировалось такое «иррациональное» убеждение, и как оно «работает», заставляя нас действовать, думать и чувствовать в соответствии с ним.

Например, вспоминая себя в раннем детстве, мы можем вспомнить, что верили во всякие волшебства. Повзрослев, мы изменили отношение к реальности. Возможно, с «большим убеждением» не произошло этого изменения? И упражнение «Биография» может здесь помочь.
Вопрос:
Когда я работаю над своей «Биографией», я вспоминаю истории, которые для меня не просто «синяки и ссадины». Может быть так, что более сильные воспоминания приведут к более ярким инсайтам?
ОТВЕТ:
Любой взрослый ученик несет ответственность за свои действия, в том числе обязан заботится о себе. Если бы Вы решили научиться играть на каким-либо музыкальном инструменте, то скорее всего, сначала Вы бы выбрали простую мелодию, которую легко запомнить, такую, которую Вы сами можете сыграть. А затем Вы бы обратились к педагогу, чтобы разобрать более сложные места и произведения. Поэтому позвольте себе пройти упражнение «Биография» на «безопасной территории» и посмотрите, какие инсайты относительно Вашего «большого убеждения» это вызовет. Если Вы захотите «копнуть глубже», возможно, для этого потребуется помощь: друга, которому Вы доверяете, профессиональному коучу, психологу или психотерапевту.
Работа с коучем
Если Вы хотите пройти этот этап со мной, заполните форму и я свяжусь с Вами, чтобы согласовать удобную нам обоим дату и время для он-лайн коуч-сессии
Заполнение формы ни к чему Вас не обязывает. Если сразу хотите внести оплату, нажмите кнопку "Оплатить коуч-сессию" ниже. Спасибо и до связи!
Небольшой благотворительный взнос поможет мне поддерживать этот общедоступный проект и развивать новые.
Made on
Tilda